Н.Изергина
Неизвестный Александр Грин
"Все-таки это
удивительный, замечательный писатель,
истинный романтик и сочинитель
невероятных историй, каких во всей
мировой литературе немного!” - писал о
нашем Александре Грине Ярослав
Голованов. Но мало кто знает, что был
Александр Степанович еще и поэтом -
писал стихи, предлагал их различным
газетам и журналам, публиковался.
Правда, история его
поэтических публикаций по большей
части давняя и обрывается где-то в
двадцатых годах уходящего века.
Попытка издать сборник его
стихотворений в советское время
закончилась тем, что в одном
региональном издательстве автору “Бегущей
по волнам”, “Алых парусов”, “Дороги
в никуда” было напрочь отказано в
поэтическом слухе и голосе. Тогда
рукопись попала на стол известного
поэта Леонида Мартынова, который был
не менее категоричен: “Стихи Грина
необходимо публиковать. И как можно
скорее”.
Как-то определиться в заочном этом
споре, надеемся, поможет вот эта
публикация, которую подготовила для “Вятского
края” профессор Н. Изергина. Многие
стихотворения, которые приводятся в
ней, взяты из личного архива Н.Н. Грин,
с которой автор статьи переписывалась
несколько лет.
ПРИДЕШЬ ТЫ - И СЧАСТЬЕМ ПОВЕЕТ
Стихи Грин
начал писать еще в Вятке, когда учился
в Вятском реальном училище (1889 -
1892), затем в городском (1892 - 1896). За
сатирическое стихотворение на
учителей его исключили из третьего
класса реального училища. Первые
зрелые стихотворения, появившиеся в
печати (“Элегия”, “Два мужика”),
носили тоже сатирический и
реалистический характер. Но в 1908 - 1909
годах появляются романтические
стихотворения (“Молодая смерть”, “Бродяга”,
“Мотыка”), в которых А.С. Грин
настойчиво констатирует разрыв между
жизнью и идеалом, между прекрасным и
земным. Гриновский герой этих лет
бежит из мира обычного в мир
необычного, как бродяга из
одноименного стихотворения, как Тарт
из романтического рассказа “Остров
Рено” (1909).
Видя постоянную
дисгармонию идеала и
действительности, поэт хочет найти
эту гармонию в любви. Цикл его
любовных стихотворений весьма
поэтичен.
Придешь ты - и счастьем повеет
В жилище моем.
Уйдешь - и незримо тускнеет
Лазурь за окном.
Без мысли, улыбки и силы
Я жить не хочу.
Но образ твой, близкий и милый,
Подобен лучу.
Но глаз твоих нежных сияньем
Я крепок в борьбе.
И радости кроткой желанье,
И мысль, и улыбки - тебе.
(1913 г.).
Любовь в стихах поэта
выступает могучей силой, способной
дать веру в реальность идеала, в
осуществление мечты. Об этом его
первые стихи “Молчание” (1905). “Единственному
другу” (1912), “Придешь ты - и счастьем
повеет” (1913). С каким восхищением, с
какой нежностью он создает в них образ
любимой, “подобный лучу”. По-настоящему
любящий взгляд дарит надежду на
счастье, на осуществление идеала.
В дни боли и скорби, когда тяжело
И горек бесцельный досуг,
Как солнечный зайчик, тепло и светло
Приходит единственный друг.
Как мало он хочет, как много дает
Сокровищем маленьких рук,
Как много приносит тепла и забот
Мой милый, единственный друг.
Как дождь, монотонны глухие часы,
Безволен и страшен их круг.
И все же я счастлив, покуда ко мне
Приходит единственный друг.
Быть может, уж скоро тень cмерти падет
На мой отцветающий луг,
И к этой постели, заплакав, придет
Все тот же единственный друг.
(1912 г.).
Это трогательное
посвящение первой жене писателя, Вере
Калицкой, на которой он женился в 1910
году и которую сильно любил. Не менее
нежны посвящения второй жене, Нине
Николаевне Грин (Мироновой), на
которой женился в 1921 году и которая
стала его верным другом и спутником до
конца дней. Ежегодно в день свадьбы, 8
марта, он преподносил ей стихи.
Отношение к женщине как
мерило подлинной ценности человека -
благородная традиция русской
классической литературы. Она активно
развивается и в стихотворениях А.С.
Грина.
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ КРАСНЕЮЩАЯ ДУМА
Зрелые сатирические
стихотворения Грина стали появляться
в печати с 1907 года, когда 13 марта в
газете “Сегодня” была напечатана его
“Элегия” (“Когда волнуется
краснеющая Дума”), в котором Грин
обыгрывает для усиления эффекта
лермонтовское стихотворение “Когда
волнуется желтеющая нива”, чтоб
сильнее высмеять деятельность II
Государственной Думы. Не случайно “Элегия”
включена в сборник “Стихотворная
сатира первой русской революции (1905 -
1907г.)”, изданный в 1969 году в серии “Библиотека
поэта”.
Самый плодотворный период,
когда акцент был сделан на сатиру,
падает на 1914 - 1919 годы, когда Грин
сотрудничает во многих газетах и
журналах: “Новый Сатирикон”, “20-й век”,
“Война”, “Новый журнал для всех”, “Огонек”,
где опубликовал 40 сатирических
фельетонов, басен, памфлетов.
Убийственно он расправляется в них с
продажными писателями, поэтами-«баталистами”.
Например, в маленьком фельетоне “Письмо
литератора Харитонова к дяде в Тамбов”
обличает “батального поэта”, который
“никогда в атаку не ходил”, а только,
“не жалея шеи, в энциклопедии удил”.
Любопытен диалог из “Будущих
дачников”:
Да вы куда? Я-с - к очагу...
Снял в Киркилиссе, в деревеньке,
Даченку я на берегу...
А вы?
- Да стыдно и признаться
-Все в Озерках до этих пор,
Как будут фонды поправляться,
Чирикну прямо на Босфор.
(“Новый Сатирикон”, 1915,№ 11 - С. 8).
Беспощадно высмеивает Грин
и литераторов, критиков, ученых,
отрицающих достижения науки и
культуры прошлого, в стихотворении “Работа”.
Каждый день, по воле рока,
Я, расстроенный глубоко,
За столом своим сижу.
Перья, нервы извожу,
Подбираю консонансы,
Истребляю диссонансы,
Роюсь в арсенале тем
И строчу, строчу затем.
ПРАЩА ОПИСЫВАЕТ КРУГ
В 1919 году в журнале “Пламя”
появилось мажорное оптимистичное
стихотворение А.С. Грина “Движение” -
поэтическая декларация, символичная
во многих отношениях. Прежде всего
писатель подчеркивает, что в новое
время для мечты открыты все пути, так
как ушла в вечность тьма, кончился
целый исторический период:
Праща описывает круг,
-Смеется Голиаф;
Праща описывает круг, -
Повержен Голиаф;
Праща описывает круг, -
Но умер Голиаф.
Великан Голиаф, по
библейским преданиям, вступивший в
единоборство с Давидом, убившим его из
пращи, выступает как олицетворение
враждебных, темных сил. Победитель
Давид становится поэтом-певцом,
способным своим искусством исцелить
человека, как он исцелил царя Саула:
Давид играет и поет,
-Безумен царь Саул;
Давид играет и поет, -
Задумчив царь Саул;
Давид играет и поет, -
Спит, грезя, царь Саул.
Давид способен возродить
человека к новой жизни, где активно
действует и побеждает мечта:
Мечта разыскивает путь, -
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь, -
Намечены пути;
Мечта разыскивает путь, -
Открыты все пути.
После исчезновения тьмы
начинается творческая жизнь по
законам красоты, осуществляется мечта,
идеал человека. В этом стихотворении
заключено зерно - основная идея “Алых
парусов” и всего творчества Грина -
идея волшебной силы мечты, способной
творить чудеса. По Грину, надо сильно
мечтать, и тогда раскроются пути
осуществления мечты. Мечта - это
неодолимое орудие против косности,
отупения, цепкости обывателей. Каждый
должен делать чудеса, воплощать мечту,
претворять ее в жизнь своими руками (об
этом хорошо сказано в его “Алых
парусах”, где Грэй своими руками
осуществляет мечту Ассоль).
Другая поэтическая
декларация А.С. Грина - стихотворение
“Из дневника”, где речь идет об
ответственности поэта за свое
творение, о глубокой выношенности
темы, о горячем отношении к ней автора,
о невозможности с микроскопической
точностью, совершенно адекватно
отразить волнующую жизнь, так она
богата и интересна. Но призвание
художника, поэта - приблизиться хотя
бы к подобному изображению.
ЗВУЧАТ, ГУДЯТ КОЛОКОЛА
Февральскую революцию 1917
года Грин встретил восторженно, как
прелюдию к “светлому празднику
возрожденья”, когда не будет извечной
дисгармонии между жизнью и идеалом,
когда человек будет свободен. При
первом же известии о февральской
революции Грин пошел “пешком на
революцию” (так назвал он свой очерк,
опубликованный в 1917 году в альманахе
“Революция в Петрограде”, где описал
свое путешествие из Финляндии, из
Лунатийоков, куда был выслан в августе
1916 г. за оскорбление царской фамилии).
Февральской революции он
посвящает высоко гражданское
стихотворение “Колокола”, где
выступает сторонником братства,
единства, сплоченности. Грин весь в
ожидании грядущих перемен. Тон стиха
бодрый, лексика высокая,
торжественная. Ликуя, приветствует он
набат колоколов, зовущих к
возрождению:
Звучат, гудят колокола,
И мощно грозное их пенье...
Гудят, зовут колокола
На светлый праздник возрожденья.
Пусть рухнет свод тюремных стен,
Чертоги сытого богатства,
Сольются все под сенью братства,
И узники покинут плен.
Вслед за “Колоколами” он
обращается к “идеологическим”
стихам: “Спор” (Солнце России. - 1917. - №
375), “Петроград осенью 1917 года» (Солнце
России. - 1917. - № 380) и другим.
В “Петрограде осенью 1917
года” реалистически передается
тревожное ожидание крупных
исторических перемен:
Убогий день, как пепел серый,
Над холодеющей Невой
Несет изведанною мерой
Напиток чаши роковой.
Чуть свет - газетная тревога
Волнует робкие умы:
Событьям верную дорогу
Уже предсказываем мы.
И за пустым стаканом чая,
В своем ли, иль в чужом жилье
Кричим, душ и сердец вскрывая
Роскошное дезабилье.
Упрямый ветер ломит шляпу,
Дождь каплей виснет на носу;
Бреду, вообразив Анапу,
К пяти утра по колбасу.
В 1919 году он неожиданно для
многих печатает в журнале “Пламя” (№
36), редактируемом А.В. Луначарским,
большую поэму “Фабрика Дрозда и
Жаворонка”. Главный герой поэмы - Яков
Дрозд, токарь по меди, эстетически, как
художник (“был он внутренно поэт”),
отрицает “труд бездушный,
механический”, труд без “радостных
глубин”, превращающий человека в раба
машины и заставляющий терять
собственную личность:
Нет, - проклятье, братцы, труд,
Механически мертвящий!
Мечтатель Дрозд хотел бы
видеть труд творчества - “вдохновеньем
увлеченного творца” “среди
хрустальных, светлых стен” фабрики
будущего. Этот оптимистический
прогноз он выражает и в ряде
послеоктябрьских стихотворений,
сказок, поэм (“Сказка о слепой рыбе”,
программное стихотворение “Движение”
и другие). Но так как будущее ему
представлялось слишком
неопределенным и далеким: “лет через
триста”, а современная
действительность эстетически далеко
не совершенной, тяжелой и трудной, он
все же не расстается с Гринландией,
Зурбаганом, Лиссом...
|